Посадку разрешаю, или Кто работает в аэропортах

422
В прошлом номере мы говорили о людях, которые отвечают за жизни пассажиров в воздухе*. На этот раз продолжим тему авиации, но поговорим о других специалистах: диспетчерах, работниках технических служб аэропортов. То есть о тех сотрудниках, которые обеспечивают безопасность на земле. За что отвечают эти люди, где обучаются и самое главное какими качествами они должны обладать?

В прошлом номере мы говорили о людях, которые отвечают за жизни пассажиров в воздухе*. На этот раз продолжим тему авиации, но поговорим о других специалистах: диспетчерах, работниках технических служб аэропортов. То есть о тех сотрудниках, которые обеспечивают безопасность на земле. За что отвечают эти люди, где обучаются и самое главное какими качествами они должны обладать?

Кто-то летает, а кто-то ходит по земле... Иногда эти два противоположных типа встречаются, как в нашем случае. Люди, работающие в наземных службах, неразрывно связаны с полетами и небом, но при этом они остаются на земле и решают вполне земные проблемы: отправка бортов, их посадка, техническое обслуживание, доставка пассажиров и многие другие.

У HR-ов этой отрасли такие же проблемы, что и у остальных кадровых специалистов: как найти квалифицированный персонал, соответствующий требованиям к должности, с достаточным для работы уровнем знаний и навыков. Из специалистов наземных служб аэропорта наиболее востребованы сегодня диспетчеры по управлению наземным и воздушным движением воздушных судов и технические специалисты.

Под инженерно-техническим обслуживанием воздушных судов в аэропорту понимается обеспечение их электропитанием, заправка, установка стояночных колодок, проведение необходимого технического обслуживания. Аэропорты берут на себя вопросы обеспечения подачи трапа, перевозки пассажиров и экипажей, охраны стоянок, уборки пассажирских кабин, обслуживания санузлов и так далее.

В ближайшие годы вряд ли стоит ожидать серьезных изменений в этой области. Рынок кадров здесь очень узок и увеличения количества кандидатов не предвидится, потому что в последние годы в профильных вузах количество выпускников по данным профессиям серьезно уменьшилось, да и те не спешат работать по специальности.

Банальная фраза о бурном росте рынка как нельзя лучше отражает ситуацию в области авиаперевозок. Соответственно растет пассажиропоток аэропортов. Поэтому потребность в таких специалистах, как водители, операторы заправочных станций, охранники, грузчики, осуществляющие погрузку и разгрузку воздушных судов, увеличивается с каждым годом. Так как сами аэропорты, как правило, находятся в небольших городах, поселках, то и потребности в данном персонале удовлетворяются за счет местного населения.

По этим же причинам и в особенности из-за прихода новых иностранных авиакомпаний на рынке труда заметно увеличился спрос на такой персонал, как специалисты по регистрации иностранных авиакомпаний, агенты по встрече либо посадке пассажиров. Следует отметить, что для специалистов по регистрации иностранных авиакомпаний, агентов по встрече/посадке пассажиров обязательным требованием является знание английского и/или другого иностранного языка, в зависимости от национальной принадлежности авиакомпании.

Ловцы железных птиц

Самолеты летают, заходят на посадку, количество их в воздухе огромно, поэтому с каждым годом профессия диспетчера становится все более сложной. Уследить за всем, что происходит в небе – непростая задача, особенно когда цена ошибки – жизни сотен людей. Поэтому аэропорты особенное внимание уделяют отбору и квалификации диспетчеров.

Но диспетчеры также бывают разные. Так по типу выполняемых технологических задач диспетчерские пункты и, соответственно, работу авиадиспетчеров, можно классифицировать как «Руления» (движение воздушного судна по территории аэродрома), «Старта и посадки» (руководство воздушными судами, осуществляющими взлет и заходящими на посадку), «Круга» (руководство движением воздушного судна в радиусе 50 км от аэропорта высотой от двух км и ниже), «Подхода» (руководство движением воздушного судна на высоте двух–шести км и удалением от аэродрома 90–120 км). Так, например, диспетчеры руления, в отличие от остальных диспетчеров УВД** не проходят специализированную врачебную комиссию, дающую допуск к работе в должности диспетчера, управляющего воздушным движением.

Производственно-диспетчерская служба – это центр оперативного управления аэропортом. Основными задачами, которые решает эта служба, являются: формирование расписания (плана полетов аэропорта), текущая корректировка расписания прибытия и отправления воздушных судов, информирование всех подразделений и служб, участвующих в техническом и коммерческом обслуживании воздушных судов, о плане полетов и изменениях к нему, аудио- и визуальное информирование пассажиров и клиентов аэропорта о графике движения воздушных судов, диспетчерское обеспечение использования воздушного пространства, управление движением воздушных судов на перроне аэропорта до рубежа передачи персоналу Службы движения, формирование отчетности по регулярности отправления воздушных судов.

Специальное образование требуется только для персонала аэродромно-диспетчерского пункта и службы руления. И это самый дефицитный ресурс. В этом году в России выпущено только сто двадцать специалистов по профилю «организация и управление воздушным движением воздушных судов».

Если же говорить о личностных качествах диспетчеров, то помимо прекрасной памяти, способности к высокой концентрации внимания, умения одновременно выполнять несколько задач, они должны обладать высоким уровнем ответственности и стрессоустойчивостью, умением принимать решения в сложных, часто критических, ситуациях. Поэтому процесс рекрутинга значительно усложняется. Помимо всего прочего диспетчеры, также как и пилоты, регулярно проходят врачебно-летную комиссию, которая и выдает свидетельство о возможности продолжения профессиональной деятельности. Управление движением воздушных судов ведется на русском и английском языках. Каждые два года диспетчер обязан подтвердить свой уровень знания английского. Это профессионально ориентированный язык, имеющий специфику и нюансы применения.

Я, ты, он, она – вместе целая страна

В отрасли используются как традиционные способы привлечение кандидатов, так и совсем новые. Разумеется, в качестве методов привлечения используются реклама в СМИ и привлечение кандидатов с помощью интернета. В первую очередь, это печатные СМИ (газеты, телевидение, радио), а также стикеры в метро, электричках, маршрутных такси и распространение листовок. Вторым основным направлением является привлечение кандидатов с помощью специализированных сайтов: сайты аэропортов, отраслевой портал www.avia.ru, а также множество разнообразных рекрутинговых сайтов (hh.ru, rabota.ru, job.ru, job-today.ru, jobsmarket.ru и другие). Также активно используются социальные сети, такие как webby.ru, moikrug.ru, vkontakte.ru и так далее для информирования об имеющихся вакансиях.

По-прежнему важным источником кадров является сотрудничество с центрами занятости России, центрами трудоустройства студентов и молодых специалистов.

Посадку разрешаю, или Кто работает в аэропортахЭльдар ТУЗМУХАМЕТОВ,
руководитель пресс-службы «Истлайн»:

«В современных условиях одним их ключевых направлений деятельности в области HR, является работа по привлечению студентов. У нас действует специальная программа, направленная на работу с молодыми специалистами, носящая название “Приток”. Она разработана для привлечения талантливых и целеустремленных студентов высших и средних специальных учебных заведений в качестве молодых специалистов, для их адаптации, обучения и развития. Эта программа дает нашему аэропорту кадры, готовые к работе, людей, соответствующих стандартам компании. Студенты же получают возможность приобрести профессиональные знания, познакомиться со структурой, сферой деятельности и корпоративной культурой компании. По итогам прохождения программы целевой подготовки наиболее успешные кандидаты получают приглашение занять штатные должности на предприятии».

Аэропорты, также как и авиакомпании, активно работают со студентами высших и средних специальных учебных заведений. Они организовывают обучение для наиболее перспективных студентов, которое построено по принципу производственной практики, однако является более длительным. Дополнительное обучение обычно включает в себя ознакомительную практику на предприятиях аэропортового комплекса, посещение мастер-классов ведущих специалистов аэропорта, дополнительные лекции по специализированным предметам, а также обучение основам деятельности по выбранной специальности. Плюсы подобных программ в том, что участие в них позволяет студентам приобрести знания и профессиональные навыки, а также получить опыт работы на предприятии, использующем только новые технологии и оборудование – это крайне важно. При помощи специалистов аэропорта студентам значительно проще подготовить дипломную работу по наиболее актуальным на сегодняшний день темам.

Аэропорты активно сотрудничают с вузами. Самыми известными среди них являются: МГТУ ГА, СПГА ГА (г. Санкт-Петербург), МАТИ (Московский авиационно-технологический институт), ЕАТК ГА (г. Егорьевск), КАТК ГА (г. Кирсанов), САК ГА (г. Сасов, Рязанской обл.).

Конечно, работа в данной сфере очень тяжела и ответственна, и людей не хватает, и, возможно, есть более простые способы обеспечить себе подобный уровень дохода. Но в сложившейся ситуации есть и плюсы – можно быть уверенным, что люди, приходящие сейчас в авиацию, сделали этот выбор осознанно и действительно хотят этим заниматься. Что немаловажно для такой работы.

Требования, обязанности и средний уровень дохода наиболее востребованных специалистов в авиации (наземные службы)*

Должность

Требования
Обязанности
Средний уровень дохода, руб./мес.
Диспетчер районного центра управления воздушным движением
Среднее специальное техническое образование, знание английского языка не ниже 3 уровня по шкале ИКАО, опыт работы
Обслуживание воздушного движения в зоне ответственности, сохранении безопасной дистанции между самолетами по горизонтали и по вертикали, анализ воздушной и метеорологической обстановки, информирование экипажей воздушных судов о воздушной обстановке по маршруту полета и на аэродромах, взаимодействие с диспетчерами смежных секторов и других центров аэропорта, командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий, обеспечение безопасности в сложной обстановке и особых случаях полета
Москва
3класс
30 000–35 000
2класс
40 000–45 000
1 класс
50 000–60 000
Техник по радиолокации, радионавигации и связи
Среднее техническое образование, опыт работы не обязателен
Оперативный контроль технического состояния средств радиотехнического обеспечения, связи и источников электропитания, техническое обслуживание и текущий ремонт радионавигационного оборудования, монтаж, настройка и наладка радионавигационного оборудования
Москва
22 000–25 000
* Благодарим за предоставленные сведения и помощь в подготовке материала группу компаний «Авиаперсонал».

* См. № 8, 2008.

** Управление воздушным движением.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль