Как применить на практике новации миграционного законодательства?

2085
С 1 июля действует Федеральный закон*, который изменил порядок привлечения к трудовой деятельности некоторых категорий иностранных работников**. О практических аспектах реализации этого закона, его возможных ловушках, готовности ФМС к увеличению объема работы и о том, какие ожидания работодателей оправдаются, – беседуем c президентом Фонда «Миграция XXI век», руководителем Секретариата сети МИРПАЛ Всемирного банка в России и государствах СНГ Вячеславом ПОСТАВНИНЫМ.

С 1 июля действует Федеральный закон*, который изменил порядок привлечения к трудовой деятельности некоторых категорий иностранных работников**. О практических аспектах реализации этого закона, его возможных ловушках, готовности ФМС к увеличению объема работы и о том, какие ожидания работодателей оправдаются, – беседуем c президентом Фонда «Миграция XXI век», руководителем Секретариата сети МИРПАЛ Всемирного банка в России и государствах СНГ Вячеславом ПОСТАВНИНЫМ.

– Вячеслав Александрович, с 1 июля ФМС России работает по новому федеральному закону, если коротко – в чем суть изменений?

– Упрощен миграционный учет и порядок привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов, введена специальная процедура привлечения к работе «безвизовых» иностранных работников физическими лицами, снижена ставка НДФЛ с 30 до 13 процентов.

– С какой целью принят закон?

– На мой взгляд, это логическое продолжение революционного во многом закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»***. Цель – реализовать новую миграционную политику. Таким образом, идет развитие, переход к законодательству, адекватной ситуации в стране, когда необходимо решить демографическую проблему, привлечь инвестиции и высококвалифицированных иностранных работников. И в то же время принятый закон, как зеркало, отразил противоречия, существующие в российском обществе. Есть желание нашего руководства создать экономику и технологии, которые позволят не отстать безвозвратно от мирового сообщества. И в этом законе есть все необходимое для бизнеса и инвестиций – об этом говорят президент и премьер. Другой вопрос, как это будет реализовано на практике.

Удивительный разрыв: закон вступил в силу 1 июля, но подзаконные акты, которые должны обеспечивать его работу, в нужный срок не приняты. Единственный пока документ – постановление Правительства РФ****, утвердившее формы ходатайства о привлечении на работу высококвалифицированного специалиста и патента для «безвизового» работника. Так, первые патенты выданы только 15 июля.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА
 
Как применить на практике новации миграционного законодательства?
Вячеслав ПОСТАВНИН

В 1978 году окончил Московский авиационный институт по специальности «Радиоэлектронные устройства». Работал инженером в НПО «Комета». В 1981–1993 годах служил в органах госбезопасности СССР и России. С 1993 года работал в Департаменте консульской службы МИД России. С 2003 года – в Федеральной миграционной службе: начальник Управления информационных ресурсов, руководитель Управления внешней трудовой миграции ФМС России. С января 2006 по январь 2008 года – заместитель директора Федеральной миграционной службы. С 2009 года – президент Фонда «Миграция XXI век». С марта 2010 года – руководитель Секретариата «Сети практиков и профессионалов в области миграции и денежных переводов» (МИРПАЛ) Всемирного банка в России и государствах СНГ.

– И все-таки c принятием закона миграционное законодательство становится более удобным для работодателей…

– Объективно законодательство стало более удобным для работодателей, привлекающих иностранных специалистов высокой квалификации.

Маленький пример. Грянул кризис. Во всем мире чуть раньше, у нас – чуть позже. Мы долго не хотели этого признавать, но в итоге пришлось назвать вещи своими именами. Начались увольнения из кредитно-финансовых учреждений, инвестиционных компаний. Увольнять начали c финансистов. И вот парадокс – в то же время появилась огромная потребность в таких специалистах. Все крупные компании это ощутили. Дело в том, что у нас нет опыта кризисного управления. Всего лишь 20 лет финансово-кредитной системы, а за рубежом – 300 лет. И нужны были люди оттуда, которые знают, как действовать в кризисных ситуациях.

Работодатели стали оформлять разрешения на работу. С чем столкнулись? С полным непониманием того, что происходит в стране. Инспектор ФМС – старший лейтенант, предположим, говорит: «У нас своих работников банковских полно освободилось! Документы не будем у вас принимать!» Страну лихорадит, а рядовой сотрудник миграционной службы определяет, кому и кто нужен. Министр финансов Алексей Кудрин лично столкнулся c этой проблемой. И таких несуразностей у нас достаточно много было. Принятый закон их устранил. Это, безусловно, хорошо.

– Вячеслав Александрович, нет ли в нем скрытых ловушек для работодателей, в частности, если говорить о критериях оценки квалификации иностранных работников?

– Если говорить о ловушках… В законе действительно есть очень зыбкая норма о том, что разрешение на работу может быть выдано иностранному гражданину, законно находящемуся на территории Российской Федерации. Вот это очень размытое понятие – «законно находящийся» иностранный гражданин. То, что вы называете ловушками, – именно в таких формулировках.

Что же касается оценки высокой квалификации специалиста, на мой взгляд, нет и не должно быть иного критерия, кроме заработной платы. Очевидно, что ни один работодатель зарплату – два миллиона рублей в год и выше – не будет платить случайному человеку. Все остальное – субъективизм. Полагаю, что представителей Федеральной миграционной службы не должна квалификация специалиста волновать – это избыточные функции… Все эти барьеры и барьерчики не государство – чиновники выстраивают. Сегодня необходима иная направленность миграционной службы – социально-экономическая. Важно, чтобы она не только вела борьбу c нелегальной миграцией, но и учитывала интересы интеграции России в мировое сообщество.

– Это возможно?

– В сложившейся системе нет. Необходимо привлекать бизнес, создавать частные агентства занятости – ЧАЗы, что, кстати, соответствует международным трудовым стандартам*****. С 2004 года проект закона обсуждается на парламентских слушаниях, но пока безрезультатно******. Законопроект предполагает, что такие агентства должны будут функционировать не только на территории России, но и в зарубежных представительствах ФМС, заниматься оформлением приема на работу, вести базу данных иностранных работников. Иначе только силами Федеральной миграционной службы и увеличением нагрузки на кадровиков работодателей, принимающих на работу иностранцев, не решим эту проблему.

– Вернемся к закону. Документооборот у работодателей увеличится?

– Да, и существенно. Но я думаю, что они справятся. Работодателям, собственно говоря, не привыкать к такой ситуации. Понятно, что нагрузка возрастает – теперь предстоит по новой форме ходатайства о привлечении специалиста подавать c подтверждением квалификации и сведения о зарплате ежеквартально представлять в ФМС, о досрочном расторжении трудовых договоров и т. п.

Как это делать – на сегодняшний день еще не ясно. Но рано или поздно выпустят подзаконные акты, инструкции. Начнется нормальная правоприменительная практика. А пока чиновники могут просто объявление вывесить в территориальном отделении УФМС, что по техническим причинам будем делать «так, а не иначе».

– Вячеслав Александрович, а Федеральная миграционная служба готова к увеличению объема работы, связанной со вступлением закона в силу?

– Объективно, сегодня ФМС не хватает инфраструктуры: нет ни площадей, ни сотрудников, ни технических средств, чтобы эту работу цивилизовано реализовать. И так очень много функций ведомство замкнуло на себя. Можно предположить, что будут проблемы в процессе применения закона. В той или иной степени все они будут переложены на работодателей. У нас, к сожалению, большой разрыв между буквой закона и практикой.

Но главное – есть понимание руководством страны, в каком направлении совершенствовать законодательство.

Беседу вела Наталья ЛИТВИНОВА,
эксперт журнала «Кадровое дело»


* Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

** Подробнее об этом читайте в № 7, 2010.

*** Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

**** Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». Подробнее об этом см. на стр. 123.

***** Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 3 июня 1997 г. № 181 «О частных агентствах занятости» (далее – Конвенция № 181).

****** Против ратификации Конвенции № 181 выступают профсоюзы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.38%
  • Иногда 56.46%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль