Труд мигрантов в период изменения квот

416
Продолжаем разговор о «безвизовых» иностранцах. Сегодня мы расскажем о том, какие государственные органы и в какие сроки следует уведомлять о привлечении мигрантов к трудовой деятельности. Стоит ли обращаться к помощи посредников за оформлением разрешений на работу для ваших сотрудников. Посмотрим также, какие материальные издержки может понести работодатель в случае нарушения им миграционного законодательства.

Продолжаем разговор о «безвизовых» иностранцах. Сегодня мы расскажем о том, какие государственные органы и в какие сроки следует уведомлять о привлечении мигрантов к трудовой деятельности. Стоит ли обращаться к помощи посредников за оформлением разрешений на работу для ваших сотрудников. Посмотрим также, какие материальные издержки может понести работодатель в случае нарушения им миграционного законодательства.

Уведомляем государственные органы

После заключения трудового договора с иностранным работником работодатель (в срок, не превышающий трех рабочих дней) обязан сообщить об этом в территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации**. Для этого в указанные органы должно быть направлено уведомление по установленной форме***. При заполнении уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений. Уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина может быть представлено работодателем непосредственно в вышеназванные государственные органы либо направлено почтовым отправлением. Подтверждением тому, что работодатель выполнил в установленный срок свою «уведомительную» обязанность, будут служить отметки о приеме уведомления, проставляемые указанными органами в отрывной части бланка уведомления. В случае направления уведомления по почте – соответствующие отметки организации федеральной почтовой связи.

Не имея доказательства отправки уведомлений, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 рублей (за каждого иностранца). Организации за неуведомление указанных органов грозит штраф на сумму от 400 000 до 800 000 рублей (за каждого иностранца) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ). На сайте www.kdelo.ru в электронной версии статьи вы найдете образец уведомления о привлечении к труду иностранца.

Пример

При проверке соблюдения норм миграционного законодательства в ООО «К…» УФМС по городу Москве установило следующее: в нарушение пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 183, работодатель своевременно не уведомил УФМС о привлечении гражданина Таджикистана к трудовой деятельности. За что был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 000 руб. Исполняющий обязанности генерального директора посчитал наказание незаконным и обжаловал его в суд. Но поскольку доказательств, подтверждающих своевременное уведомление миграционной службы о приеме на работу иностранца, представлено не было, в удовлетворении требований заявителя суд отказал (постановление ФАС Московского округа от 9 декабря 2008 г. № КА-А40/11487-08).

Комментарий юриста
Труд мигрантов в период изменения квотКристина ТЕПЛОВА,
юрист юридической фирмы Lidings:

– Существует мнение, что согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель в течение 10 дней со дня заключения трудового договора с «безвизовым» иностранцем обязан уведомить об этом также налоговый орган по месту своего учета. Но следует заметить, что в указанной норме закона речь идет об иностранцах, которым в целях привлечения к трудовой деятельности должно быть оформлено приглашение на въезд РФ. То есть о «визовых». А это значит, что сообщать в налоговую инспекцию о приеме на работу «безвизовых» мигрантов не надо. Однако на практике налоговики требуют это делать и предъявляют претензии к компаниям, не уведомивших их. Поскольку такие требования не имеют законных оснований, работодатель в случае привлечения его (за неуведомление налогового органа) к административной ответственности вправе обжаловать действия проверяющих в суде.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Используя труд иностранных граждан, следует помнить, что у работодателя в связи с этим возникают дополнительные обязательства. Как при приеме мигрантов на работу (например, уведомить об этом контролирующие органы), так и в процессе их трудовой деятельности (например, следить за сроками действия разрешений на работу и вовремя подавать документы на продление). Дело в том, что в случае истечения срока действия разрешения на работу (при отсутствии нового) иностранный работник, как мы уже говорили в прошлом номере, не должен быть допущен к выполнению работы. Работодателю, соответственно, необходимо принять на этот счет своевременные меры (оформить ему отпуск или простой****). Если же в получении нового разрешения мигранту будет отказано, работодатель обязан трудовой договор с таким иностранцем расторгнуть по пункту 9 части первой статьи 83 Трудового кодекса (в связи истечением срока действия или лишением работника специального права). Так как отсутствие у иностранца разрешения на работу влечет невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору.

В ситуации, когда работодатель выступает в отношении иностранцев еще и принимающей стороной, на него дополнительно возлагаются обязательства по миграционному учету*****. В таком случае работодатель обязан поставить каждого иностранца на миграционный учет, а затем контролировать их пребывание по месту учета. При убытии иностранного сотрудника из места пребывания – уведомить об этом территориальное подразделение миграционной службы. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух или более иностранцев административная ответственность наступает за нарушения в отношении каждого иностранца.

Подводя итоги сказанному, отметим, если работодатель будет своевременно выполнять установленные законодательством предписания, то никакие проверки со стороны контролирующих органов ему не страшны. Но в случае несоблюдения норм миграционного законодательства, организации грозит серьезная ответственность вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток (см. таблицу на стр. 29). Как видим из таблицы, все-таки гораздо выгоднее следовать букве закона.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
Вид административного
правонарушения
Ответственность Основание (со ссылкой на нормы КоАП РФ)
Должностное лицо Организация
Нарушение принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы 40 000–
50 000 руб.
(за каждого иностранца)
400 000–500 000 руб. (за каждого иностранца) Часть первая ст. 18.9
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета 40 000–
50 000 руб.
(за каждого иностранца)
400 000–500 000 руб. (за каждого иностранца) Часть четвертая ст. 18.9
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органов ФМС России установленных законодательством РФ документов или информации об иностранных гражданах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль 40 000–
50 000 руб.
400 000–500 000 руб. Часть вторая ст. 18.11
Привлечение к трудовой деятельности иностранца при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом 25 000–
50 000 руб.
(за каждого иностранца)
250 000–800 000 руб. (за каждого ино-странца) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Часть первая ст. 18.15
Привлечение к трудовой деятельности иностранца без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом 25 000–
50 000 руб.
(за каждого иностранца)
250 000–800 000 руб. (за каждого ино-странца) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Часть вторая ст. 18.15
Неуведомление территориального органа ФМС России, службы занятости населения в субъекте РФ или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранца, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом 35 000–
50 000 руб.
(за каждого иностранца)
400 000–800 000 руб. (за каждого ино-странца) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Часть третья ст. 18.15
Нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) 45 000–
50 000 руб.
450 000–800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Статья 18.16
Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности 45 000–
50 000 руб.
800 000–1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Часть первая ст. 18.17
Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
Труд мигрантов в период изменения квот

Залина КОРНИЛОВА,
руководитель пресс-службы УФМС России по городу Москве:

– Нередко работодатели, которые активно используют труд мигрантов, оформляют им разрешения на работу через фирму-посредника. Однако проверки, проводимые органами ФМС России, свидетельствуют, что такие разрешения зачастую оказываются поддельными. Можно ли в таком случае привлечь работодателя за подделку документов? Отвечаем. Если оформляя иностранцев на работу, работодатель не знал, что разрешения на работу поддельные, и к их изготовлению не был причастен, то никакой ответственности за подделку документов нести не будет. Ответственность будет нести фирма-изготовитель (ст. 19.23 КоАП РФ, ст. 327 УК РФ)*. Однако чтобы у работодателя не возникало подобного рода проблем, не рекомендуем оформлять разрешения на работу иностранным гражданам через посредников. А если компания все-таки продолжит пользоваться услугами посредников, то предлагаем проверять подлинность полученных от них разрешений на работу с помощью сайта ФМС России – www.fms.gov.ru. Ответ на запрос будет носить справочный характер. Но если надо будет заручиться официальной бумагой, работодатель может сделать письменный запрос в территориальное подразделение ФМС России по месту своего нахождения и получить от них официальный ответ.


* Окончание. Начало в № 6–7, 2009.

** Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утверждены постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 183 (далее – Правила).

*** Форма уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 183.

**** № 12, 2008.

***** О постановке иностранца на миграционный учет мы подробно рассказывали в № 10–11, 2008.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.72%
  • Иногда 56.07%
  • Не оформляем срочников 19.21%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль