Пенсии: что изменилось?

2837
Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 года, после вступления в силу ряда федеральных законов. Рассмотрим, в чем же состоит суть новелл в отношении пенсионеров.

Пенсии: что изменилось?

Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 года, после вступления в силу ряда федеральных законов. С указанной даты утратил силу Закон РФ от 20.11.90 № 340-1. Основополагающими законодательными актами, которые сменили этот закон и соответственно в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются следующие:

  • Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11.11.03 № 141-ФЗ);
  • Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.11.03 № 154-ФЗ);
  • Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.03 № 185-ФЗ).

Так было раньше

Напомним, что до 1 января 2002 года при назначении и перерасчете пенсий применялось два различных порядка. В первом случае расчет пенсии производился по нормам статей 16–18 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и применялся по отношению как к работающим, так и к неработающим пенсионерам. Выбирая этот вариант, гражданин в зависимости от количества лет своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75% от среднего заработка, который определялся или за последние два года перед выходом на пенсию, или за любые пять лет подряд из всей трудовой деятельности. При этом размер пенсии, исчисленный в соответствии с данным порядком, ограничивался тремя минимальными размерами оплаты труда, каждый из которых по состоянию на 31 декабря 2001 года составлял всего лишь 185 руб. 32 коп.

В такой ситуации существовало серьезное противоречие между интересами застрахованных лиц и пенсионной системой: ведь гражданин должен зарабатывать право на достойный размер пенсии не за пять лет работы и тем более не за последние два года перед выходом на пенсию, а на протяжении всей трудовой деятельности. Пенсия, определенная согласно изложенным нормам, фактически состояла из двух частей: собственно ее размер и компенсационная выплата, которая была тем больше, чем меньше оказывался непосредственный размер пенсии. Можно сказать, что в данном случае пенсия утратила свою страховую природу и превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.

Второй вариант исчисления пенсии был основан на применении индивидуального коэффициента пенсионера и действовал только в отношении неработающих пенсионеров (ст. 7 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 в редакции Федерального закона от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»). Такой порядок, конечно, в большей степени соответствовал страховым принципам, но и он не мог решить актуальных проблем пенсионного обеспечения, поскольку согласно этому варианту размер пенсии также определялся исходя из продолжительности трудового стажа (при этом никакие льготы по его исчислению не применялись) в размере от 55 до 75% от заработка. В качестве ограничителя суммы пенсии выступал размер средней заработной платы в стране, установленный Правительством РФ. На первом этапе практической реализации этого порядка отношение было установлено в размере 0,7 (то есть заработок лица при назначении ему пенсии учитывался в размере не свыше 0,7 от средней заработной платы в стране за тот же период). В дальнейшем отношение заработков постепенно увеличивалось и к началу пенсионной реформы достигло значения 1,2.

Инструкции по кадровой работе

Следует иметь в виду, что соответствующие ограничители размера пенсии были предусмотрены в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы. Без этих ограничителей существовавшая распределительная система пенсионного обеспечения не имела бы необходимых источников доходов для выполнения своих обязательств.

При этом примечательно, что если бы в стране произошло резкое увеличение заработной платы, доходы пенсионного бюджета России все равно бы не увеличились, поскольку ранее действовавшая пенсионная система не создавала заинтересованности в уплате пенсионных взносов. Ни право на пенсию, ни ее размер не зависели от факта уплаты страховых взносов. Логика работодателей и граждан была проста: зачем платить пенсионные взносы (которые в тот момент воспринимались большинством как налог) со всей зарплаты, если при исчислении пенсии она не будет учтена полностью? Так, максимальная зарплата, которая влияла на размер пенсии, составляла 2005 руб.

Суть пенсионной реформы

Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная не могла в изменившихся социально-экономических условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило необходимость перевода системы трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. Вместе с тем подобные глобальные изменения пенсионной системы не могли не затронуть и иные виды пенсий.

Нужно сказать, что подготовка пенсионной реформы началась задолго до введения в действие Федеральных законов № 166-ФЗ и № 173-ФЗ. 1 апреля 1996 года был принят Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»*. Он вступил в действие 1 января 1997 года и установил порядок, согласно которому все работодатели обязаны зарегистрировать в органах Пенсионного фонда РФ каждого работника и оформить ему страховое пенсионное свидетельство. На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный номер и заводится персональный лицевой счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности, а также суммы заработка за каждый месяц страхового стажа. Страховой стаж для назначения пенсии теперь формируется только из периодов, в которые за работника перечислялись страховые взносы (и приравненных к ним периодов). Таким образом, право на пенсию стало напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и от точного исполнения требований закона о персонифицированном учете.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.03 № 185-ФЗ). В этом законе определены тарифы страховых взносов. Они зависят от возраста сотрудника и размера его годового дохода.

* На данный момент Федеральный закон № 27-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 31.12.02 № 198-ФЗ.

Виды пенсий

В зависимости от источника финансирования пенсии подразделяются на два вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются за счет средств страхователей (работодателей), которые перечисляют часть единого социального налога в федеральный бюджет и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Финансирование же государственного пенсионного обеспечения производится только за счет средств федерального бюджета. При этом предусматривается, что пенсии лицам, находящимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащим, государственным служащим, депутатам, судьям, прокурорам и др.), а также пострадавшим при ликвидации техногенных катастроф и членам их семей, должны регулироваться специальными федеральными законами.

Составные части пенсий
Трудовая пенсия по старости Трудовая пенсия по инвалидности Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
– базовая часть – базовая часть – базовая часть
– страховая часть – страховая часть – страховая часть
– накопительная часть – накопительная часть

В зависимости от причин получения пенсий их делят на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Отныне все виды пенсий состоят из нескольких частей: базовой, страховой и накопительной. Пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей, а пенсия по случаю потери кормильца только из двух – базовой и страховой.

Размер базовой части устанавливает государство, он одинаков для всех и не зависит от величины пенсионных отчислений. Эта часть пенсии гарантирована всем, кто имеет страховой стаж в размере пяти лет. Путем установления базовой части пенсии в новой пенсионной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжении трудовой деятельности высоких заработков.

Страховая часть, наоборот, напрямую зависит от величины пенсионных отчислений. Ее размер устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование этой части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности. По достижении работником пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете.

А что касается накопительной части, то она зависит от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо, и инвестиционного дохода. Эта часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии. Отметим, что фактически выплата накопительной части трудовой пенсии начнет осуществляться только с 2013 года, то есть со времени, когда пенсионного возраста достигнет первая категория граждан, с заработной платы которых в настоящее время уплачиваются страховые взносы на нее (мужчины 1953 г. р. и женщины 1957 г. р.).

Справедливости ради

Одной из важнейших задач реформы является сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами до ее начала, то есть до 1 января 2002 года. Поэтому с введением в действие закона о трудовых пенсиях началось преобразование пенсионных прав граждан в пенсионный капитал (конвертация). Конвертация будет продолжаться вплоть до 2013 года. Она коснется и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. Естественно, разным категориям населения пенсионные права конвертируются по-разному. При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.

Для того чтобы каждому застрахованному лицу учесть весь его трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года, работодатели должны представить на каждого работника (за исключением пенсионеров) сведения обо всех периодах его работы или иной деятельности и иных периодах (служба в армии, периоды получения пособия по безработице и др.). Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.10.03 № 139п утвержден порядок, согласно которому работодатели обязаны в срок с 1 августа 2003 года до 1 июля 2004 года предоставить в Пенсионный фонд РФ такие сведения.

Поэтому работникам отделов кадров предприятий необходимо проверить правильность заполнения трудовых книжек сотрудников. И если будут обнаружены какие-то неточности, исправления, отсутствие печати, подписи, то периоды работы необходимо будет подтвердить справками или выписками из приказов (ксерокопиями).

Правовая база пенсионной реформы
Нормативный акт Что регламентирует
Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11.11.03№ 141-ФЗ) Правила назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Категории граждан, которым пенсии выплачиваются за счет федерального бюджета
Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.11.03 № 154-ФЗ) Виды и составные части пенсий. Периоды, включаемые в страховой стаж для назначения пенсий. Правила назначения, перерасчета и доставки пенсий. Размер трудовой пенсии и ее частей
Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.03 № 185-ФЗ) Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Размеры тарифов страховых взносов
Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 31.12.02 № 198-ФЗ) Порядок регистрации граждан в системе государственного пенсионного страхования. Обязанность работодателей зарегистрировать в органах Пенсионного фонда РФ каждого работника и оформить ему страховоепенсионное свидетельство



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.72%
  • Иногда 56.07%
  • Не оформляем срочников 19.21%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль