Безработные граждане, ранее работавшие у индивидуальных предпринимателей, будут востановлены в правах

586
Действующий Закон о занятости устанавливает неодинаковые социальные гарантии для безработных граждан. В частности, они зависят от того, с кем состоял гражданин в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением. Так, лица, работавшие у ИП, находятся в менее выгодном положении по сравнению с теми, кто был занят в организации. Пособие по безработице им начисляется исходя из минимальной величины. Они лишены права на досрочный выход на пенсию. Давайте посмотрим, что по этому поводу думает Конституционный Суд РФ.

Действующий Закон о занятости[1] устанавливает неодинаковые социальные гарантии для безработных граждан. В частности, они зависят от того, с кем состоял гражданин в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением. Так, лица, работавшие у ИП, находятся в менее выгодном положении по сравнению с теми, кто был занят в организации. Пособие по безработице им начисляется исходя из минимальной величины. Они лишены права на досрочный выход на пенсию. Давайте посмотрим, что по этому поводу думает Конституционный Суд РФ[2].

Как это было

Граждане – Марина Б., Татьяна И., Светлана К. и Алексей М. – трудились у индивидуальных предпринимателей. После увольнения (по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. первой ст. 77 ТК РФ (соглашение сторон) и п. 2 ч. первой ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников)) они обратились в органы службы занятости населения и были признаны в установленном порядке безработными.

Однако, несмотря на то что работали они у «частников» по трудовым договорам и за них исправно уплачивался ЕСН, пособие по безработице с первых же дней стало начисляться им из расчета минимальной величины[3]. В то время как безработным гражданам, уволенным по аналогичным основаниям из организаций, пособие выплачивалось в процентном отношении к их среднему заработку[4].

Такое положение дел Татьяна, Светлана и Алексей посчитали незаконным и обратились в органы службы занятости по месту жительства с заявлениями о перерасчете им пособий. Однако указанные органы лишь подтвердили правомерность своих действий, сославшись на статьи 30, 33, 34 Закона о занятости. Кроме того, Татьяна, уволенная в связи с сокращением штата в предпенсионном возрасте, хотела на основании статьи 32 Закона о занятости досрочно оформить трудовую пенсию по старости. Но ей и в этом было отказано. Дело в том, что данная норма закона распространяется только на сотрудников, уволенных в связи с сокращением штата из организаций. А поскольку Татьяна работала у индивидуального предпринимателя, то права на досрочную пенсию у нее не имелось. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Марина решила добиваться перерасчета через прокуратуру и суд. Но указанными государственными органами в удовлетворении заявленных требований ей так же было отказано. Прокуратура и суд признали решение Центра занятости населения города К. о начислении Марине минимального пособия по безработице соответствующим законодательству.

Однако безработные граждане с таким положением дел не стали мириться. Они заявили, что нормы Закона о занятости (ст. 30, 32, 33 и 34), которые не позволяют им начислять пособие по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (а также лишают права на досрочный выход на пенсию), противоречат конституционному принципу равенства, нарушают их права на защиту от безработицы и на социальное обеспечение. И обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой признать указанные законоположения не соответствующими Основному Закону.

Цитируем закон

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 3 статьи 55 Конституции РФ

Позиция Суда относительно пособий

Исследовав представленные документы, Конституционный Суд признал, что лицам, относящимся к одной и той же категории (ранее состоявшие в трудовых отношениях; лишившиеся работы в силу обстоятельств, не связанных с совершением виновных действий, и признанные безработными), Законом о занятости не обеспечивается равная социальная защита на период поиска новой работы. Так, согласно пункту 1 статьи Закона о занятости, пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций, в первом (12-месячном) периоде начисляется в процентном отношении к среднемесячному заработку (исчисленному за последние три месяца работы)[5]. И только во втором (12-месячном) периоде – устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Гражданам же, прекратившим (перед признанием их безработными) трудовые отношения с индивидуальными предпринимателями, пособие с самого начала начисляется в минимальном размере (п. 1 ст. 34 Закона о занятости). При этом, как отметила Высшая судебная инстанция, указанные различия в определении пособий не основаны на объективных критериях (наличии и продолжительности периодов оплачиваемой работы, основании увольнения, размере среднемесячного заработка и т. д.), как это предусмотрено пунктом 1 статьи 33 Закона о занятости. А введены в зависимости от того, с каким работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) они состояли в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением. Такие критерии, избранные законодателем для дифференциации правил определения размера пособия по безработице, отметил Конституционный Суд, не могут являться объективными и имеющими разумное оправдание. Суд признал, что указанные нормы не согласуются с конституционным принципом равенства и противоречат статьям 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ[6]. Максимальный размер пособия по безработице на 2010 год установлен в размере 4900 рублей (постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 926).

Цитируем закон

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции…

Статья 36 Федерального конституционного закона
от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде
Российской Федерации»

Позиция Суда относительно досрочного выхода на пенсию

Учитывая особенности положения на рынке труда граждан предпенсионного возраста (как наиболее подверженных риску безработицы и утраты в связи с потерей работы источника средств к существованию), Законом о занятости (п. 2 ст. 32) для них[7] предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию. Но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Однако, как следует из буквального смысла этой нормы закона, такая возможность предоставляется опять же только тем безработным гражданам, которые уволены из организации (в связи с ее ликвидацией или в связи с сокращением штата). Граждане же, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях права на досрочную пенсию лишены. При этом Суд установил, что оформление такой пенсии (в качестве меры социальной защиты от безработицы) не основано на обстоятельствах, связанных с приобретением права на трудовую пенсию по старости (например, продолжительности страхового стажа). И не учитывает критерии, положенные в основу дифференциации мер социальной поддержки, предоставляемых безработным гражданам (основание увольнения, продолжительность оплачиваемой работы до увольнения и др.). А определяется право на досрочную пенсию только тем, с каким работодателем состояли они ранее в трудовых отношениях. Исходя из этого Суд пришел к выводу, что снижение уровня социальной защиты безработных граждан предпенсионного возраста, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций, не согласуется с конституционным принципом равенства. И вступает в противоречие с нормами Основного Закона (ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ[8]). При назначении пенсии выплаты пособия по безработице прекращаются.

Таким образом, Конституционный Суд признал положения Закона о занятости (п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34), оспариваемые заявителями, не соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем, принимая во внимание, что устранение неравенства указанных граждан потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, суд посчитал возможным установить, что указанные нормы утрачивают силу с момента введения в действие новых нормативных актов. В том числе предусматривающих увеличение на эти цели финансовых обязательств.

Александр ЕКИМ,
председатель Московской коллегии адвокатов «Александр Еким и партнеры»


[1] Статьи 30, 32, 33 и 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. № 15-П.

[3] В 2009 и 2010 годах минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб. (постановления Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 915 и от 14 ноября 2009 г. № 926).

[4] В процентном отношении к среднему заработку пособие выплачивается при условии, что работники уволены по основаниям, не связанным с виновными действиями. И что в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени (или на условиях неполного рабочего времени с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)). О том, как определяется размер пособия по безработице, читайте в № 2, 2009.

[5] В первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка, в следующие четыре месяца – в размере 60%, в дальнейшем – в размере 45%. Но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже его минимальной величины.

[6] Речь идет о равных правах граждан на защиту от безработицы.

[7] Мужчинам, не достигшим возраста 60 лет, и женщинам, не достигшим 55 лет, имеющим страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.

[8] Речь идет о равных правах граждан на социальное обеспечение по возрасту.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль