Будущие капитаны, или Для чего нужны программы по развитию лидерства

1705
Все ли руководители могут быть лидерами? И нужно ли быть руководителю лидером обязательно? Как воспитать в себе лидера. Автор статьи размышляет на эту очень актуальную тему.

В настоящее время, когда многие компании попали в достаточно сложные условия, роль лидера многократно возросла. В прошлый раз мы начали разговор о необходимости работы с потенциальными руководителями. Сегодня мы поразмышляем том, все ли руководители по натуре своей являются лидерами? Если нет, то кого из них и почему можно так назвать? И не проще ли обойтись привычным понятием «начальник» или «руководитель»?

Чем отличается лидер от руководителя?

Понятия «лидерство» и «руководство» имеют принципиально разные социальное и психологическое значения. Суть различия – в характере «выдвижения». Руководителя на пост назначают «сверху», и он управляет подчиненными, используя свое служебное положение. Лидером руководитель становится, воодушевив своих сотрудников на свершения. В этом случае сотрудники подчиняются ему не в силу трудовых обязанностей, а идут за ним добровольно, то есть фактически избирают его на пост снизу. При этом обязательное условие бизнес-лидерства – право принимать решения, то есть наличие формальной власти в организации. Но, в отличие от обычного руководителя, лидер имеет еще и социальную, психологическую и эмоциональную опору в коллективе людей, которые за ним следуют.

Сначала отметим те черты, которые точно отсутствуют в бизнес-лидере: явное эго, корыстолюбие, высокомерие, стремление к власти. И еще одна важная черта – лидер умеет разрушать стереотипы и нарушать принципы, но он не может быть абсолютно свободным от общепринятых ценностей. Лидерство – это не власть и не господство, а служение делу, имеющему значение для многих. Настоящий лидер не будет подчинять людей корпоративным целям и правилам, а докажет своим сотрудникам, что они и есть часть компании, именно они и создают ее историю.

Основные отличия управляющих от лидеров-руководителей были рассмотрены Джозефом Т. Бойеттом и Джимми Т. Бойеттом (см. таблицу).

Отличия управляющего от руководителя-лидера
Управляющие
Руководители-лидеры
Направляют дела в правильное русло Делают правильные дела
Заинтересованы в производительности Заинтересованы в эффективности

Администрируют

Внедряют новшества
Поддерживают обычный порядок Развивают организацию

Сосредоточивают внимание на системах и структуре

Сосредоточивают внимание на людях
Полагаются на контроль Полагаются на доверие
Организуют и рекрутируют персонал Сплачивают людей, работающих над общей задачей
Акцентируют важность тактики, структуры, систем Акцентируют важность философии, фундамен-тальных ценностей, общих целей

Видят краткосрочную перспективу

Видят долгосрочную перспективу
Задают вопросы «Как?» и «Когда?» Задают вопросы «Что?» и «Как?»
Принимают статус-кво Бросают вызов статус-кво

Сосредоточены на настоящем

Сосредоточены на будущем
Подводят итоги Смотрят вперед, «за горизонт»
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки их выполнения Разрабатывают концепции и стратегии

Стремятся к предсказуемости и порядку

Стремятся к переменам
Избегают рисков Идут на риск
Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов Вдохновляют людей на свершение перемен
Используют формальное, обусловленное служебным положением, влияние (вышестоящего на подчиненного) Используют личностное влияние
Требуют от других подчинения Побуждают других следовать за собой
Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий и процедур
Имеют определенную должность Берут на себя руководство

Будущие капитаны, или Для чего нужны программы по развитию лидерстваЕвгения ОГУРЦОВА,
HR-менеджер компании ЗАО «Интерлизинг Фарм»:

«Нынешняя кризисная ситуация это, безусловно, стресс для сотрудников. Именно в такие периоды роль неформального лидера заметно возрастает. Лидер способен благоприятно воздействовать на коллектив: успокоить сотрудников, сформировать в команде положительный настрой, на своем примере показать, как следует преодолевать трудности».

 

Цитата в тему

«Лучший лидер тот, о существовании которого люди почти не знают. Когда работа сделана, они говорят: мы сделали это сами».

Лао Цзы

«Лидер должен уметь извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера – обращать в союзников скрытых и даже явных противников».

У. Черчилль

Какими чертами обладает лидер?

О чертах лидера говорят много. Только в 1940 году американский психолог К. Брэд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Последующие работы добавили в этот перечень новые пункты. Но только небольшой ряд черт повторяется во многих работах и занимает относительно прочное положение в списке. Какие из них будут работать, зависит от конкретного места, времени, обстоятельств и личностных особенностей. Приведем черты, которые наиболее часто «используются» в наше время.

  1. Обладание системным мышлением, предвидение потенциальных возможностей.
  2. Умение «видеть» будущее, превратить «видение» в конкретные результаты, создать и продемонстрировать положительный опыт.
  3. Умение развивать свое окружение, открывать способности сотрудников.
  4. Готовность к переменам, к просчитанному риску.
  5. Демонстрация личных достижений, высокий уровень компетенции, постоянное стремление учиться и применять знания на практике, позитивный настрой.
  6. Готовность к коллективному руководству, развивает командный подход к решению проблем, «чувство локтя».
  7. Готовность к действию в соответствии с провозглашенными ценностями.
  8. Стремление к совершенству, открытое признание недостатков, умение сохранять энергию движения до конца, особенно в трудных ситуациях и при поражении.

При этом пол, вес, рост, харизма, экстраверсия, обаяние, маскулинность и громкость голоса значения не имеют. И, безусловно, нужны не все качества сразу и в полной мере. Важнее владеть рядом качеств и/или хорошо развитыми несколькими личностными качествами, которые востребованы в компании именно сейчас.

Как воспитывать лидеров?

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения не только с ними, но и между ними и на этой основе организовывать управление. Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма.

Безусловно, лидер сам себя воспитывает и развивает. Но задача любой службы персонала и руководства компании – выявить сотрудников с задатками лидера, помочь им развить свои способности в вашей организации и найти точки приложения их сил. В противном случае, когда сотрудник с задатками лидера созреет, но не увидит возможности проявить себя в вашей компании, он уйдет, забрав с собой опыт, знания, а иногда и других сотрудников.

Так как же выявить и помочь проявиться лидерам в вашей организации? У нас перед глазами есть примеры формирования политических лидеров. Они проходят достаточно жесткую и регулярную школу конкуренции. Сформированное сейчас молодежное движение является кузницей будущих лидеров. Можно ли создать школу бизнес-лидерства внутри организации? Можно. Надо запустить тренировочный процесс, стимулирующий развитие и самовоспитание потенциальных лидеров.

Существует три важных фактора для формирования программы лидерства.

  1. Понимание этапа развития организации и того направления, над развитием которого сейчас работает компания, для определения качеств лидера.
  2. Выявление сотрудников и руководителей, которые обладают необходимыми качествами лидера под определенные ситуации.
  3. Проверка устойчивости данных качеств в долгосрочной перспективе.

Фактор 1. Для понимания этапа развития компании сначала проводится SWOT-анализ (оценка сильных и слабых сторон компании для достижения стратегической цели), более тщательно проводится анализ STEP-факторов (социальные, технологические, экономические и политические факторы внешнего окружения). Полезно оценить качества конкурентов и их преимущества. Потом рассматривается история развития компании с описанием основных компетенций каждого периода, а также анализируется динамика развития.

Немаловажную роль играет мониторинг степени лояльности и исполнительности персонала в различные периоды и сейчас. Если такого рода оценка не проводилась, то необходимо провести ее, задействовав персонал, работающий в компании достаточно давно. Если оценка прошлого состояния намного выше сегодняшнего, даже несмотря на то, что данная оценка максимально субъективна, это в любом случае серьезный сигнал о необходимости перемен. Снижение мотивации персонала чаще всего говорит о стагнации процессов и устаревании текущих методов управления.

Фактор 2. Для выявления сотрудников и руководителей, обладающих лидерскими качествами, проводится серия оценочных процедур по методу assessment-центра, тренингов, как когнитивного характера, так и «веревочных»**. С активными тренингами на открытом воздухе будьте внимательны – как правило, там раскрываются лидеры-«энтузиасты» и «тренеры»-харизматики. «Специалисты», «управляющие» и «тренеры» реже себя показывают в спортивных и азартных мероприятиях.

Очень полезны игры-симуляции. Они развивают системное мышление и хорошо демонстрируют функциональные задачи. Существуют игры-симуляции двух видов: настольные и компьютерные. Рекомендуем пройти настольные игры – в них сильнее элемент соревнования и они более эмоциональные. А в эмоциональной атмосфере хорошо проявляются лидерские качества.

Немного о том, как проходит игра-симуляция. Создается описание рыночной ситуации для некой компании, и проецируется развитие рынка на несколько лет вперед. Группа из 16–20 человек делится на команды по четыре человека. Им раздается одинаковое стартовое описание и они начинают «жить» – принимать решения, производить, покупать, продавать, диверсифицироваться или, наоборот, узко специализироваться… В общем, все как в реальной жизни. В конце все команды получают разные результаты. Проводится сравнительный анализ «жизни» каждой команды-«организации» и последствий принятых решений.

Фактор 3. После выявления лидеров, проявивших себя в ходе первого этапа, необходимо создать атмосферу, в которой мы могли бы проверить устойчивость выявленных качеств во времени. Среди кажущихся лидерами сотрудников, могут оказаться лидеры-спринтеры, которые могут быть лидерами только в очень коротком проекте (например, в ситуации подготовки к выставке), но не способны будут сохранять свою энергию на длительное время. Для этого сначала создаются корпоративные мини-проекты. Объявляется соревнование в реализации этих проектов в мини-группах с мониторингом и оценкой выявленных лидеров. Это могут быть проекты по оптимизации небольшого этапа одного процесса, разработке предложений по продвижению и другие.

Следующим шагом для успешно прошедших предыдущий этап будет создание более серьезных проектов. К ним относятся рабочие группы по качеству, открытию филиалов, выходу на новые региональные рынки и так далее. Иногда полезно выдвигать руководителей-дублеров на часть серьезных проектов, возглавляемых опытным руководителем. На управление проектами назначаются лучшие кандидаты. Но нужно учитывать небольшой опыт участников, и поэтому помощь более опытных руководителей в осуществлении проекта просто необходима. Обязательно установление механизма получения обратной связи. На этом этапе возможно выявление реальных лидеров под конкретные будущие задачи. Все проекты можно связать с программами по улучшению, особенно если компания работает над качеством и внедряет новые системы.

Будущие капитаны, или Для чего нужны программы по развитию лидерстваОльга ПОПОВА,
менеджер по персоналу компании «МЕРЛИОН»:

«Лидерство необходимо там, где нужно управлять изменениями. В кризисной ситуации роль лидера становится критически значимой, так как на карту поставлена судьба компании. Говоря о значении программ лидерства именно в кризисной ситуации, думаю, что такие программы были бы эффективны для менеджеров среднего звена, так как могут помочь реализовать вводимые изменения наиболее эффективно. Уровень руководителей компании требует очень быстрого и правильного реагирования на кризисные ситуации, а порой и принятия одного единственного верного решения. Очевидно, что подобные навыки приобретаются не через краткий учебный курс, а через долгий и сложный путь управления бизнесом».

Итак, мы поговорили о механизмах создания программ лидерства. Конечно инструментов, которые можно использовать, огромное количество, и каждая компания может выбирать те, которые отвечают нуждам и потребностям конкретной фирмы. Но есть еще несколько моментов, общих для успеха любой программы лидерства. Это качественная презентация программы среди сотрудников, серьезная работа по ее продвижению внутри компании. Также обязательно соблюдение всех пунктов объявленной программы, в противном случае будет достигнут отрицательный эффект. И еще одна важная деталь. В ходе разработки и внедрения программы, конечно, будут совершаться ошибки, они неизбежны. Но ошибки в ходе программы не должны замалчиваться, а наоборот, они могут стать прекрасным инструментом тренировки лидеров.


* Окончание. Начало № 11, 2008.

** Веревочный тренинг проводится на специально оборудованных площадках. Благодаря упражнениям, в которых используются веревки, развивается командный дух, чувство доверия и уважения к каждому участнику.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль