Как поставить иностранного работника на миграционный учет?

3893
Часто работодатели используют труд работников, прибывших на заработки в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Наряду с оформлением трудовых отношений в обязанности организаций входит и постановка будущих сотрудников на миграционный учет. В связи с этим кадровым специалистам необходимо познакомиться с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства». Тем более что с 24 октября этого года вступают в действие внесенные в него поправки.

Часто работодатели используют труд работников, прибывших на заработки в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Наряду с оформлением трудовых отношений в обязанности организаций входит и постановка будущих сотрудников на миграционный учет. В связи с этим кадровым специалистам необходимо познакомиться с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»*. Тем более что с 24 октября этого года вступают в действие внесенные в него поправки**.

Основные положения

Прежде чем рассказать, по каким правилам осуществляется учет иностранных граждан, давайте определимся с правовым статусом иностранцев на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ*** сказано, что правовой статус иностранного гражданина на территории России зависит от того, к какой категории он относится (см. схему).

Как поставить иностранного работника на миграционный учет?

То есть, объем прав и обязанностей, которыми наделяет государство иностранного гражданина, будет неодинаков на территории Российской Федерации в зависимости от того, находится ли, например, он на основании визы или на основании вида на жительство. Так, в отличие от временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, постоянно проживающим иностранцам для их трудоустройства не надо получать разрешение на работу.

Однако в любом случае иностранный гражданин, прибывший для трудоустройства в Российскую Федерацию, должен быть поставлен на миграционный учет по месту пребывания.

У нас в стране миграционный учет для иностранных граждан был введен с января 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ и разработанными на его основе Правилами****. На основании разрешения на работу иностранный гражданин имеет право временно трудиться на территории России или осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Миграционный учет необходим для осуществления государственного регулирования миграционных процессов, а именно: контроля за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан (ч. 1 ст. 30 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя:

  • регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим законом;
  • обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
  • ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Рассмотрим одну из составляющих миграционного учета, регистрацию по месту жительства и месту пребывания, так как именно это направление представляет для работодателей главный интерес.

Словарь кадровика

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ, документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Миграционный учет – это деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях данных граждан.

Правила и порядок миграционного учета

Миграционный учет иностранных граждан ведется Федеральной миграционной службой России (ФМС) и ее территориальными подразделениями и носит уведомительный характер. Но федеральными конституционными законами или федеральными законами в следующих зонах может быть введен и действовать разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания (ч. вторая ст. 5 Закона № 109- ФЗ):

  • в пограничной зоне;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в закрытых военных городках;
  • на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
  • на территории, на которой в соответствии с указом Президента РФ введено чрезвычайное или военное положение;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • в зоне проведения контртеррористической операции;
  • в период мобилизации и в военное время;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В Законе № 109-ФЗ закреплено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания (ФМС), и в государственной информационной системе миграционного учета (ст. 21 Закона № 109-ФЗ).

Процедура постановки на миграционный учет состоит в следующем: заявитель – принимающая сторона***** приходит в почтовое отделение со своим паспортом, в котором стоит отметка о регистрации по месту жительства по указанному адресу, и документами иностранца, заполняет уведомление в двух экземплярах и отсылает на адрес территориального отделения ФМС. Причем (внимание!), вся процедура осуществляется принимающей, а не приглашающей стороной******, а иностранному гражданину следует только по прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде на территорию Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Например, в ООО «Альфа-ком» пришел устраиваться на работу строителем гражданин Эстонии Элисте М.А. Заместитель Генерального директора ООО «Альфа-ком» Владимиров А.А., выступив представителем приглашающей стороны Элисте М.А. и взяв у него документы, отправился в территориальное почтовое отделение для постановки иностранного гражданина на миграционный учет. Владимиров А.А. заполнил уведомление в двух экземплярах, отправил их на адрес территориального отделения ФМС и стал ждать, когда ему пришлют отрывную часть данного уведомления. Спустя некоторое время из отделения ФМС пришло письмо, в котором сообщалось, что гражданин Эстонии Элисте М.А. уже поставлен на учет по месту пребывания, а именно в гостиничном учреждении.

Права и обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Закон № 109-ФЗ (ст. 6) закрепляет за иностранными работниками при осуществлении миграционного учета следующие права:

  • на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
  • на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
  • на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане обязаны (ст. 7 № 109-ФЗ):

  • представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные законодательством РФ и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  • регистрироваться по месту жительства и учету по месту пребывания (относится к постоянно или временно проживающим в России иностранным гражданам)*.

* Отбывающие уголовное или административное наказание иностранные граждане, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством РФ.

Пример

В ЗАО «Велиос-плюс» пришел устраиваться монтажником по сборке корпусной мебели гражданин Украины Коростыленко Ф.М. Генеральный директор ЗАО «Велиос-плюс» Галактионов С.В. при приеме на работу иностранного гражданина Коростыленко Ф.М. поинтересовался у него наличием необходимых документов, в том числе подтверждающих постановку на миграционный учет. Коростыленко Ф.М. заверил будущего работодателя, что все в порядке: документы в полном комплекте, но находятся дома, т. е. у дальних родственников, которые и выступили его принимающей стороной при осуществлении миграционного учета. Галактионов С.В. поверил будущему работнику на слово и отдал распоряжение, чтобы Коростыленко Ф.М. оформили на должность монтажника по сборке корпусной мебели, так и не позаботясь о постановке его на миграционный учет. Спустя некоторое время в организацию нагрянула проверка. В итоге, на организацию ЗАО «Велиос-плюс» был наложен административный штраф в размере 400 000 рублей.

В следующий раз мы расскажем о сроках постановки иностранного работника на миграционный учет, рассмотрим последовательно алгоритм действий работодателя при осуществлении данной процедуры, остановимся подробнее на полномочиях органов ФМС в этом вопросе. Также вы узнаете о документах, которые требуют сотрудники органов ФМС при проверках.


* Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

** Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 133-ФЗ.

*** Федеральный Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

**** Федеральный Закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

***** Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в России иностранные граждане или лица без граж-данства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, филиалы или представительства юридических лиц, в которых иностранный гражданин фактически проживает или работает.

****** Приглашающая сторона – лицо, которое оформило приглашение и представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.38%
  • Иногда 56.46%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль