Как отразится новый закон об образовании на работодателях

441
1 февраля 2011 года было закрыто обсуждение текста законопроекта "Об образовании в Российской Федерации". Подготовка нового федерального закона, который бы комплексно регулировал отношения в сфере образования по всем уровням, была запланирована как одно из завершающих мероприятий Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

1 февраля 2011 года было закрыто обсуждение текста законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»*. Подготовка нового федерального закона, который бы комплексно регулировал отношения в сфере образования по всем уровням, была запланирована как одно из завершающих мероприятий Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

По мнению разработчиков, закон призван обеспечить стабильность и преемственность нормативной правовой базы в области образования, а также позволить эффективно развивать в дальнейшем образовательное законодательство с учетом потребностей общества и экономического развития страны. За двухмесячный период, отведенный на общественное обсуждение, поступило свыше 10 тысяч замечаний и предложений**.

Никто не сомневается, что новый закон об образовании России необходим. Тот, что действует сегодня, был принят более 18 лет назад. На сегодняшний день количество внесенных в него поправок превысило изначальный объем документа. Кроме того, специалисты давно говорили, что закон об образовании должен быть интегративным – то есть включающим в себя все аспекты образовательного процесса: от посещения детского сада до защиты докторской диссертации. «Авторский коллектив», в который почему-то вошли исключительно представители министерств и ведомств (включая Мин­обороны и Минсельхоз), представил на рассмотрение опус в 240 страниц, разобраться в котором не смогли даже маститые эксперты. А вот профильного Комитета Госдумы почему-то среди разработчиков законопроекта нет.

Что нового в этом законопроекте? Из него удалено начальное профобразование как уровень образования, в котором занято сегодня более 6 млн человек. Что будет со всеми ПТУ и с подростками, которые сейчас в них учатся? Согласно статье 139 Законопроекта, начальное профессиональное образование будет приравнено к уровню среднего профессионального образования (таблица на стр. 14). В рамках среднего профессионального образования предполагается готовить квалифицированных рабочих, а также специалистов среднего звена. Выучивать таких специалистов можно на третьей ступени среднего образования, в специальных Центрах подготовки, а также в учреждениях среднего проф­образования. И принимать в такие учебные заведения всех – без вступительных испытаний (по заявлениям).

Сравнительная характеристика содержания Закона и Законопроекта
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
Законопроект Минобрнауки
Образовательные уровни
– Основное общее образование;
– среднее (полное) общее образование;
– начальное профессиональное образование;
– среднее профессиональное образование;
– высшее профессиональное образование – бакалавриат;
– высшее профессиональное образование – специалитет или магистратура;
– послевузовское профессиональное образование (ст. 27)
– Дошкольное образование;
– общее образование:
начальное общее образование,
основное общее образование,
среднее общее образование;
– среднее профессиональное образование:
подготовка квалифицированных рабочих,
подготовка специалистов среднего звена;
– высшее образование:
бакалавриат,
магистратура, подготовка специалиста,
подготовка научно-педагогических кадров (ст. 15)
Начальное профессиональное образование
Есть (ст. 22) Как уровень образования отсутствует либо заменяется профессиональным обучением (ст. 102), направленным на освоение лицами различного возраста, имеющими образование не ниже уровня основного общего, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направленным на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза
Право на высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе (ст. 5) Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе (ст. 8)
Основные виды высших учебных заведений
Университет, академия, институт*. Особые статусы имеют Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет** Колледж, институт,
университет (ст. 113), федеральный университет, национальный исследовательский университет (ст. 114). Особые статусы имеют Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет**
Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования***
Добровольное участие в Болонском процессе, право выбора между программами бакалавриата и специалитета сохраняется за вузами Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата.
Получение квалификации магистра возможно только в университете. Получение квалификации бакалавра, специалиста возможно в колледже, институте и университете (ст. 113 Законопроекта)
Право граждан на дополнительное образование
Непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов – основная задача в пределах каждого уровня профессионального образования (ст. 26) Направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени (ст. 121)
Каким образом реализуются дополнительные образовательные программы
– В общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования;
– в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
– посредством индивидуальной педагогической деятельности;
– в научных организациях (ст. 26)
Гарантии сформулированы в самом общем виде:
– в образовательных организациях дополнительного образования, а также в иных образовательных организациях;
– в рамках индивидуальной педагогической деятельности;
– в очной и заочной формах обучения (ст. 121)

* Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

** Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном универитете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

*** Болонский процесс – это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, подписанного в 1999 г., с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Для обеспечения гармонизации в свою очередь системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур.

Учреждения среднего профобразования будут называться профессиональными лицеями и техникумами (там подготовят специалистов среднего звена).

Единственное, что в документе прописано четко, – это стремление окончательно закрепить в стране введенные в последнее десятилетие новшества: ЕГЭ, Болонскую систему высшего образования (с разделением на бакалавриат и магистратуру). Но как именно это собираются сделать? Яркий пример – перестройка системы высшего образования. По планам разработчиков, учебные заведения со статусом институтов смогут готовить исключительно бакалавров и специалистов (ст. 113 Законопроекта). Образование по программе магистратуры можно будет получить только в университетах – причем далеко не во всех: каждый год право готовить магистров планируется распределять среди этих учебных заведений по конкурсу.

Является ли правильной градация колледж – институт – университет? Это на Западе колледж означает высшее образование. У нас же получаемое там образование – среднее профессиональное. Согласно статье 7 постановления Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543, колледж – это среднее специальное учебное заведение, реализующее программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки. Понятие «колледж» в новом законопроекте – это образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата. Перед работодателями при приеме на работу специалистов, закончивших это учебное заведение, вскоре встанет вопрос: это колледж в старом или новом понимании?

Академии, которых сегодня в России больше сотни, новый закон относит к учреждениям дополнительного профессионального образования (ст. 125).

При этом происходит изменение статуса академии. Согласно пункту 4 части 2 статьи 139 Законопроекта, они подлежат преобразованию в институт или университет по результатам подтверждения соответствующего образовательного статуса в рамках государственной аккредитации. Вряд ли и руководство, и студенты будут рады перспективе замены «академии» на «институт», а присоединение к университету означает в первую очередь вливание в него, и соответственно, произойдет элементарное укрупнение вузов.

Институтам придется понижать свой статус до колледжей, либо, если там есть аспирантура, нужно будет или закрывать научные специальности, или искать, под чье бы крыло им спрятаться и войти в качестве структурного подразделения в университет. Все эти нововведения приведут к массовой реструктуризации российской системы высшего образования. Новый закон ухудшает ситуацию с итак низким уровнем образования выпускников, ухудшает возможности выхода России на конкурентоспособные позиции. Он узаконивает создание российской системой образования неконкурентоспособной рабочей силы. Большинство экспертов рынка труда сходятся во мнении, что его нельзя выносить в Государственную Думу в том виде, в котором он есть сейчас. Для продолжения работы, в частности обсуждения, необходимо привлечь как можно более широкий круг экспертов и профессионалов, в том числе и представителей бизнеса – работодателей.


* Текст был опубликован 1 декабря 2010 г. на сайте www.zakonoproekt2011.ru по поручению Президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА для общественного обсуждения. Далее – Законопроект.

** Точное число замечаний и предложений – 10 912.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль