Инструкции по охране труда для педагогических работников

21
Инструкция по охране труда педагогических работников разрабатывается в соответствии с требованиями законодательных актов РФ. В ней необходимо учитывать правила безопасности педагогов и учащихся и оптимальной организации учебного процесса.

В данной статье подробнее о таких аспектах:

  • неблагоприятные факторы в условиях труда педагогических работников;
  • инструкция по охране труда для педагогических работников: требования;
  • инструкция по охране труда для педагогических работников: особенности.

Работа в образовательных организациях сопряжена с определенными вредными факторами, которые оказывают негативное воздействие на состояние здоровья работников педагогических специализаций. Такие обстоятельства и условия работы должны учитываться при составлении инструкции по охране труда для педагогических работников.

Неблагоприятные факторы в условиях труда педагогических работников

К вредным факторам относятся физиологические и психологические нагрузки, а также неблагоприятные климатические условия на рабочем месте. У педагогических работников перечень таких факторов по большей части обусловлен психоэмоциональными нагрузками и общими условиями работы с большим детским коллективом. В работе педагогов наиболее ощутимыми являются такие факторы:

  1. Нервно-психологическое напряжение – фактор, вызванный высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, общими атрибутами работы с детьми (повышенный шум, подвижность). К этой же категории можно добавить неравномерность учебной нагрузки и дополнительные обязательства (классное руководство, дополнительные занятия и общественные мероприятия). 
  2. Повышенная нагрузка на голосовые связки – значимый аспект в работе любого педагога, которому в течение рабочего времени приходится сильно нагружать горло и голосовые связки, именно по этой причине заболевания горла относятся к категории профессиональных болезней работников педагогических специальностей.
  3. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни и условия работы в постоянном замкнутом пространстве учебного заведения также оказывают негативное воздействие на здоровье учителей.
  4. Нерациональный режим труда и отдыха – рабочая нагрузка учителя чаще всего сложно поддается нормированию, так как занятость педагога зависит от расписания учебных и дополнительных занятий. Как работники интеллектуального труда педагоги часто испытывают недостаток физической нагрузки, от чего возникает угроза ослабления мышц и сердечно-сосудистой системы.
  5. Средовые факторы – факторы, обусловленные атрибутами многолюдного детского коллектива и создаваемого им внутреннего микроклимата. К ним можно причислить и шумовые нагрузки, и состояние внутренней атмосферы (повышенный риск заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем и др.).

Все вышеприведенные факторы отражены в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12. 04. 2011 (ред. 05. 12. 2014), в котором представлен перечень вредных и опасных факторов труда. Условия работы педагогических работников попадают под категории, указанных в Приложении 1 п. 3.2, 2.4, Приложении 2 п. 18.

Инструкция по охране труда педагогических работников: требования

Требования, отраженные в инструкции по охране труда педагогических работников обусловлены необходимостью обеспечения безопасности и комфортных условий для преподавателей и учащихся на всех этапах учебного процесса. Инструкция должна включать:

  1. Общие требования. В данном разделе указывается допуск к работе только квалифицированных специалистов старше 18 лет, прошедших предварительное медицинское обследование и вводный инструктаж по охране труда. Устанавливаются нормы поведения в соответствии с внутренним распорядком учебного заведения и должностными инструкциями педагога. Представлен список требований по соблюдению норм и правил безопасности и режима труда, охраны здоровья детей, норм личной гигиены и содержания рабочего места.
  2. Требования по охране труда перед началом работы. Данный перечень инструкции содержит ряд требований по проверке электрического (розетки, кабели, выключатели), электронного оборудования (оргтехники), осветительных приборов, оконных стекол, приспособлений и предметов мебели перед началом работы. Также в этом разделе должны быть указаны установленные нормы освещения и допустимая температура в учебном помещении.
  3. Требования труда в период работы. Во время проведения учебных занятий должны соблюдаться правила рассаживания учеников в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологическими нормативами (возможно указание конкретных норм для детей с пониженным зрением, ревматическими заболеваниями и часто болеющих ОРЗ). Также в этом разделены могут быть указаны нормы санитарной обработки и проветривания помещений в течение учебного дня и правила учебы и отдыха детей в определенных условиях (с учеными материалами, за компьютером и т.п.).
  4. Требования по охране труда по окончанию работы. В этом разделе указаны требования по приведению в порядок рабочего места, проверке и отключению всех электрических и электронных приборов, выключению освещения и сдаче ключа после закрытия кабинета на вахту.
  5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях. Определяются правила поведения педагога в случае возникновения нештатных, аварийных и экстренных ситуациях (возможно с подробным описанием и алгоритмом действий педагога), принципы оказания первой помощи и оповещения соответствующих служб и руководства.

Инструкция по охране труда для педагогических работников: особенности

Особенности инструкции по охране труда педагогических работников в большинстве своем определены условиями работы в большом коллективе и правилами безопасной организации учебного процесса. К особенностям относятся:

  • требования к освещению и искусственному освещению учебных помещений;
  • санитарной обработке и проветриванию помещений;
  • правила личной гигиены педагога и учащихся;
  • условия принятия пищи в строго определенных для этого местах;
  • правила хранения верхней одежды педагогов и учеников.

Данные требования разрабатываются в соответствии с нормами, установленными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29. 12. 2010, в котором указаны санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. 

Рекомендуем материалы по теме:

  1. Образцы обязательных документов по охране труда. Часть 1;
  2. Образцы обязательных документов по охране труда. Часть 2;
  3. Мероприятия по охране труда: кто имеет право учить сотрудников и как составить программу обучения;
  4. Как провести инструктаж по охране труда;
  5. Как составить инструкцию по охране труда;
  6. Какие виды инструктажей по охране труда на рабочем месте существуют.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Инструкция по охране труда для воспитателя (старшего воспитателя) (образец).doc
  • Инструкция по охране труда для логопеда (дефектолога, педагога-психолога) (образец).doc
Доступно только подписчикам
  • Инструкция по охране труда для воспитателя (старшего воспитателя) (бланк).doc
  • Инструкция по охране труда для логопеда (дефектолога, педагога-психолога) (бланк).doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.58%
  • Иногда 55.93%
  • Не оформляем срочников 19.49%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль