Порядок внедрения профессиональных стандартов в компании. Пошаговый алгоритм

17045
Профессиональные стандарты по многим должностям уже утверждены. И у всех кадровиков возникают вопросы: как дальше применять их в организации? Какие документы необходимо для этого оформить? В своем выступлении «Порядок внедрения профессиональных стандартов в компании. Пошаговый алгоритм» спикер подробно расскажет, какие изменения по профессиональным стандартам уже вступили в силу и какие действия необходимо предпринять кадровикам сейчас.
Порядок внедрения профессиональных стандартов в компании. Пошаговый алгоритм

Лектор: Валентина МИТРОФАНОВА, генеральный директор Института профессионального кадровика, член экспертного совета журнала «Кадровое дело»

  1. Порядок разработки профессиональных стандартов
  2. Порядок утверждения профессиональных стандартов
  3. Порядок применения профессиональных стандартов

Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Статья 195.1  Трудового кодекса РФ

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 57 Трудового кодекса РФ

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты

  1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»
  2. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»
  3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.
3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами и др. (далее – разработчики).

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

Профессиональные стандарты применяются:

  1.  работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  2.  образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  3.  при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

I. Общие положения
1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23.
1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Профессиональные стандарты

Уровень  Показатели уровней квалификации  Основные пути достижения 
Полномочия  Характер умений  Характер  уровня квалификации 
и ответственность  знаний 
1-й уровень  Деятельность под руководством.  Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж. 
Индивидуальная ответственность Практический опыт
2-й  уровень  Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий.  Выполнение стандартных заданий.  Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения  программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). 
Индивидуальная ответственность Выбор способа действия по инструкции.  Практический опыт 
Корректировка действий  с учетом условий их выполнения 
3-й  уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Решение типовых практиче­ских задач. Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года).
Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Применение специальных знаний Практический опыт
Индивидуальная ответственность Корректировка действий  с учетом условий их выполнения
4 -й уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих  анализа ситуации и ее изменений/ Решение различных типов практических задач. Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Планирование собственной деятельности  и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач/. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Применение специальных знаний. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки.
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Самостоятельная работа с информацией Практический опыт
5-й  уровень Самостоятельная деятельность по  решению практических задач, требу­ющих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, и квалифицированных рабочих (служащих).
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Основные программы профессионального обучения – программы профподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки.
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности  группы работников или подразделения Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Дополнительные профессиональные программы.
Практический опыт
6-й  уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач  собственной работы и (или) подчиненных по достижению цели. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение  профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата.
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена.
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
                    7-й  Уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использова­нием  разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета.
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Разработка новых методов, технологий Создание новых знаний прикладного характера  в определенной области . Дополнительные профессиональные программы.
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и (или) организации Практический опыт
8 -й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Оценка и отбор информации, необходимой для развития  области деятельности Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета.
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
9-й  уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими  процессами. Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением .эффективности процессов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Значительный вклад в определенную область деятельности. Дополнительные профессиональные программы.
Ответственность  за результаты деятельности на национальном или международном уровнях Практический опыт

Вебинар 24 января "За что штрафовала ГИТ в 2016 г. Учимся на чужих ошибках"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

  1. Основные полномочия и задачи ГИТ. Виды проверок
  2. Кадровые документы: на что стоит обратить особое внимание
  3. Ответственность за нарушения или сколько это в цифрах
  4. Охрана труда - почему теперь это важно

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

Профессиональные стандарты

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.05.2015  № 122-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬИ 11 И 73 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "»
вступает в силу с 1 июля 2016 года

Статья 195.2 Трудового кодекса. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3 Трудового кодекса. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»
Ведение реестра профессиональных стандартов, его актуализация и размещение осуществляется на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России

http://profstandart.rosmintrud.ru

Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.

Статья 64 Трудового кодекса. Гарантии при заключении трудового договора.Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Статья 65 Трудового кодекса. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
– документ об образовании или квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Статья 81 Трудового кодекса. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае:
– несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. первой ст. 81 ТК РФ).

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. 

Статья 129 Трудового кодекса. Основные понятия и определения
Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статья 132 Трудового кодекса. Оплата по труду
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статья 196 Трудового кодекса. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки   работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статья 196 Трудового кодекса. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки   работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса.
 

Процедура внедрения стандартов

  1.  Проверить в реестре профстандартов , какие стандарты вышли.
  2.  Уточнить наименование должностей в штатном расписании с наименованием должностей в стандарте.
  3.  Сопоставить функционал работников, прописанный в должностных инструкциях и других кадровых документах с «границами» профессии , описанной в стандарте.
  4. Сверить квалификацию работников организации с требованиями, установленными в стандарте.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.72%
  • Иногда 56.07%
  • Не оформляем срочников 19.21%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль